Каково быть альфа-тестером, интервью от Игромании
Большое интервью с альфа-тестерами игры Prime World было первым шагом. Когда стало ясно, что эксперимент удался, редакция игромании решила продолжить беседы с игроками, волею судеб вовлеченными в раннее альфа-тестирование будущих игровых проектов — и еще далеких от завершения.
Во второй раз выбор игромании пал на боевик Forged by Chaos, который разрабатывается в московской студии Panzar. Они уже неоднократно писали об этом проекте, брали интервью у разработчиков, публиковали превью журнала ЛКИ, а в конце концов предложили своим читателям самим задать альфа-тестерам вопросы об их необычной работе. Комментарии к обращению, впрочем, получились комичные: многие уже участвовали в альфа-тестировании и сами были готовы отвечать. Впрочем, что поспрашивать — тоже набралось. Тем более что речь, как и в первой статье, идет вовсе не про Forged by Chaos, а про то, каково это — быть альфа-тестером.
Что привело вас в альфа-тест?
Forged by Chaos показывали еще год назад на «ИгроМире», потом были многочисленные публикации в игровых изданиях, в том числе и у игромании. Летом разработчики проводили FGT (focus group test) по игре. Для самых преданных фанатов даже организовывались визиты в офис студии, где разработчики милостиво давали «пощупать» кусочки игры. Так что большинство опрошенных пришли на альфа-тест с четким осознанием, что их ждет по игровой части. Но нашлись и исключения: Nuka и Lanaya узнали о существовании Forged by Chaos едва ли не перед самым нажатием кнопочки «Запишись на тест»!
Но как «матерые фанаты», так и неофиты чего-то ожидали от альфа-тестирования. Что побудило их выделить часть своей жизни на поиск несовершенств в еще невышедшей игре?
Akane: Альфа-тестирование — запутанное мероприятие. Оно не дает полной картины предстоящего. Но это как раз самое интересное. Можно не только узнать то, что другим только предстоит, но и напрямую помогать разработчикам в отладке самой игры. Тем более что игра-то русская, и есть большой шанс поменять какие-то аспекты. (От редакции: Совершенно верное наблюдение. Если игрушка зарубежного производства, то локализаторам в ней ничего поправить, скорее всего, не дадут. За редчайшими исключениями, которые только подтверждают это правило.)
Александр: Если говорить о личных причинах, то пойти в альфа-тест этого отечественного проекта побудила мысль: «Ну когда, когда уже мы будем играть не в корейских героев-стахановцев-100500-мобов-за-5-минут, немецких бюргеров или западных барыг, а во что-то свое, родное, где русским духом (и без разгильдяйства и непомерной жадности)?» К тому же пока спишь — враг качается. Даже альфа-версия позволяет оттачивать скилл, вырабатывать манеру поведения в бою и отрабатывать командную игру.
Dagon
О себе: Учусь на связиста, в свободное время играю в онлайн-игры. А началось, как ни странно, с Counter-Strike. Если честно, я недолюбливаю жанр MMORPG, предпочитаю онлайновые сессионные боевики. Самыми любимыми играми считаю серию «Ведьмака» (The Witcher, The Witcher 2). Вообще в тестировании я участвую впервые, это позволяет получить очень необычный игровой опыт. Об игре: Интересно играть абсолютно всеми персонажами, но у меня есть любимчики. Это могучий, неповоротливый орк-берсерк со здоровенной дубиной, который является основной ударной силой команды, и длинноногая волшебница — сорка (огненная эльфийка). | Олег уверен, что в жизни совсем не похож на длинноногую фурию, извергающую пламя. |
Школа победителей?
Последний ответ Александра заставил редакцию снова призадуматься: правда ли это, что участие в тестах дает возможность изучить игру досконально? Тестеры осваивают различные тактики, знакомятся со всеми существующими классами, пробуют различные варианты билдов и экипировки. А это может помочь в дальнейшем, после релиза, быстро прокачаться и, пока новички ищут кнопку «Идти», мгновенно взлететь в верхние строчки рейтинга?
Dagon: О да, тут вы абсолютно правы, тестирование позволяет изучить все нюансы персонажей, игровой механики, различных мелочей и т.д. Могу точно сказать, что уже есть определённое количество мастеров хорошего уровня, в основном это опытные пользователи, давно объединившиеся в кланы. Да, уже давно сформировалось несколько кланов, и к тому же, буквально на днях, кончился турнир по этой игре, который разработчики провели специально, чтобы протестировать баланс в клановых боях, т.к. такие бои значительно отличаются от боёв на публичных серверах.
Это была одна точка зрения. Существует и другая — большинство наших собеседников уверены, что участие в тестировании вовсе не гарантирует легких побед в дальнейшем.
Akane: Знания и умения могут остаться, но все еще может измениться.
Александр: Скажу так — от выстрела аркебузы, хитро спрятанной мины или удара под загривок еще никакой многолетний опыт практики и теории никого не спасал.
Тем, кто планирует записаться на тестирование, Настя советует вначале побольше узнать об игре. | Akane
О себе: Тесно связана с игровой индустрией, т.к. работаю в ней. Играю давно и прочно, как на компьютере, так и на консолях. Не так давно открыла для себя Forged by Chaos, хотя и слышала о ней задолго до открытия тестирования. Об игре: Самый лучший режим, по моему мнению, захват и удержание одной точки. Тогда можно наиболее грамотно распределить тактику. Ты видишь весь бой, ты знаешь, кто у тебя в команде, и ты знаешь, что может предпринять противник. Так уж вышло, что я совершенно не могу играть бойцами ближнего боя. Мое место — арьергард, поддержка. Поэтому чаще всего я помогаю союзникам в качестве паладина или сорки, иногда магом. Хил — это класс, который я беру в первую очередь практически в любой игре, наверное, нравится чувствовать себя нужной частью команды. |
Что дозволено в альфе и что нельзя?
Из предыдущих ответов можно сделать вывод, что в альфа-версии игры практически ничего нет. Неужели это так? Таким образом, нельзя прокачать несколько персонажей, оценить, хотя бы приблизительно, объем контента, получить представление о нюансах механики?
А как насчет помощи разработчиков? На многих закрытых тестах практикуется создание особых условий для игроков: мгновенная прокачка, выдача экипировки, денег, валюты. Как с этим обстоят дела в Forged by Chaos, существуют какие-либо бонусы для освоения контента или все тестеры играют как простые смертные? И можно ли попросить наделить персонажа игровыми преимуществами, для того (или же под предлогом) чтобы их протестировать?
Akane: Есть, конечно, кое-какие лайф-хаки, которыми мы пользуемся, но до них вполне может додуматься каждый. Просить о чем-нибудь? Нельзя. Основу альфа-тестирования составляет балансировка умений, которые открываются с опытом, так что добавление игрового опыта от гейммастеров — занятие само себя исключающее.
Александр
О себе: Салют! Студент-технарь одного столичного экономического вуза, учусь, работаю, занимаюсь социально-полезной деятельностью, в общем, адепт светлой стороны Силы. Однако также активно слежу за развитием российского геймдева на онлайн-рынке. Опыт многопользовательских игр — начиная с локальной пиратки еще хардкорной (для меня того периода) Lineage 2 C3 в 2005-м или 2006-м без доступных баз знаний и гайдов. И дальше по нарастающей. Держал топ-гильдию в одно время, сливался соло — в другое, в общем, есть о чем рассказать за кружкой чая. Об игре: Впервые FbC попробовал на «ИгроМире 2010», где участвовал в турнире в роли (тогда еще) химеры в составе группы, взявшей топ пьедестала. Позже, когда команда портала переросла в клан «Panzar», по следам химеры в выборе между паладином и инквизитором я склонился к стезе первого. Пожалуй, да, это сочетается с моим характером, ибо между первенством личным или команды главное — победа команды. Хотя огреть самоуверенного орка крестом в лоб — тоже дорогого стоит. В выборе тактики мой голос за «везде и сразу, но за спиной товарища», и пока она себя оправдывает. | Александру категорически не понравились вопросы интервью. Но ему нашлось что сказать! |
«Играть, отлавливать баги и оставлять пожелания»
Всегда интересно, как же проходит рабочий день у людей с интересной профессией — космонавтов, например, олигархов, нищих, в конце концов, актеров студии «Приват». Вот и альфа-тестеры — как они все это делают? Надо ли переодеваться в специальную униформу, отмечать в каком-то журнале прибытия в игру, писать ежедневные отчеты, хором маршировать под команды гейммастера? А если вдруг пропустил несколько дней по личным причинам — будет ли наказание со снятием премий или дело ограничится выговором с занесением? В чем, собственно, состоит их работа?
Dagon: Что касается обязанностей... как таковых их нет, разве что не забывать про публичные сервера надолго, т.к. на данном этапе тестирования игроки могут всего лишь выбрать персонажа. В игре отсутствует прокачка, развитие способностей, различная экипировка, всё это будет в ЗБТ. Писать ежедневные отчеты, конечно же, не надо, но об ошибках и мелких недочётах обязательно сообщать в соответствующий раздел форума. Особо преданные фанаты, конечно же, заводят свои сайты и ведут собственные блоги, я сам такой блог веду почти полгода.
Александр: Довольно часто участвуем в тех или иных мероприятиях по проверке работоспособности элементов структуры системы, в обсуждениях с представителем разработчиков, продвигаем свои мысли и убеждения о балансе, скиллах, каких-то настройках клиента.
Мероприятий как таковых не было, но разработчики очень грамотно разбили тест для фокус-группы на этапы, когда при переходе на следующий этап для теста предоставлялись другие карты, уровни персонажей и, соответственно, умения.
Havoc признается, что до сих пор еще иногда промазывает мимо нужного умения на панели скиллов. | О себе: Я студент. И, кто бы мог подумать, увлекаюсь компьютерными играми. Опыт в онлайновых играх небольшой, никак не перевалит за 3 года. Больше всего времени я потратил на Perfect World, Mount & Blade: Warband, Minecraft и, конечно же, Forged by Chaos. Вы спросите, а как же WoW, Lineage 2? Принципиально в них никогда не играл — и, надеюсь, не буду. Об игре: Начинал играть как сапер, потом плавно перешел на танка. Сапер нравился тем, что он чаще всего находится в некоем отдалении от команды и при этом дает ощутимую пользу. Минус в том, что, изучив все карты и их уголочки-закоулочки, развиваться в плане скилла за сапера больше особо некуда. За танка же мне еще расти и расти: он постоянно в мясе, ему нужно, как, впрочем, и другим персонажам замеса, контролировать округу, чтобы не забежала ледяная магичка, знать, когда лучше выбежать-пошатать, а когда лучше остаться в защите. |
О себе: Работаю тестировщиком (ПО) в крупной российской IT-компании. На мой взгляд, имею огромный опыт в онлайн-играх, начиная с поигрушек в Ultima Online и полупрофессионального CS, заканчивая топовыми русскими гильдиями в WoW и RIFT. Об игре: В FbC играю за орка-берсерка. Мне по душе тактика бей-кроши, но, к сожалению, она не всегда оправдана в командных играх. В жизни я примерно такой же, разве что чаще всего сдерживаюсь, но это пока... | В душе у Nuka живет орк-берсерк. Но пока его удается сдерживать. |
«Играть, отлавливать баги и оставлять пожелания»
Альфа-тест — это своего рода откровение. В числе первых увидеть игру, задолго до того, как с ней встретятся тысячи, а то и миллионы игроков, приобщиться к некоей сокровенной тайне… «Теперь я избранный», — можно сказать себе? Или же все это просто иллюзия, и так может подумать лишь сторонний наблюдатель, а на деле все совсем наоборот?
Dagon: Ощущение некой избранности или доступа к сокровенным тайнам? Пожалуй, сильно сказано. Что-то, может, и ощущалось на стадии FGT, но сейчас это точно иллюзия.
Александр: Если и было какое-то ощущение приобщения к «тайне», то оно пропало после первых нескольких секунд боя!
Akane: Есть ощущение избранности, да. Неизвестно, какое будущее ожидает игру, но ты в состоянии на него повлиять. И после релиза с гордостью можешь говорить: «Да, я играл здесь, когда вы о ней еще даже и не слыхивали!»
Kerber ценит Forged by Chaos за нетипичность игровой вселенной. | О себе: Студент, учусь на бакалавриате МФЮА. На данный момент есть опыт почти во всех популярных ММО-проектах, за исключением некоторых не особо популярных вроде «Северного клинка», на ознакомление с которыми просто не нашел времени. Был на корейских бета-тестах TERA и Aion, играл во многие игры на европейских серверах. Об игре: В Forged by Chaos мне интересны все аспекты игры, но больше всего нравится то, как разработчики отнеслись к созданию вселенной, где живут игровые персонажи. Если в других MMO-играх мы видим стандартный типаж (ставший уже классикой) — прекрасные эльфийки, коренастые и бородатые гномы, высокие и могучие орки, то, напротив, в FBC разработчики решили вывернуть этот типаж наизнанку, сделав уродливых до ужаса эльфов (не в плане графики, прорисованы персонажи великолепно), похожих больше на ведьм со всеми их атрибутами (длинный нос, лицо, покрытое бородавками, и волшебный посох, похожий на метлу). Когда первый раз заходишь в игру и видишь, как на тебя с одной стороны скачет на механических ходулях гном с огромным молотом, а с другой стороны несётся, опираясь на руку, похожий на зеленого орангутанга орк, то невольно поднимается настроение. |
О себе: Работаю переводчиком на объекте постройки платной скоростной автодороги Москва — Питер. В свободное время учу японский, ну и, конечно, играю в ММО. Опыт — 7 лет. Всё началось с Ultima Online и Lineage 2. | За весь свой семилетний опыт Lanaya так и не определилась ни с классом, за который нравится играть, ни со стилем игры. |
Только участвовать — или влиять?
Ощущение избранности — это прекрасно, но нет ничего лучше материальных воплощений собственного присутствия. Если в реальной жизни можно написать на заборе «здесь был Витя», то как оставить свой след в игре? Что-то придумать и предложить, или что-то первым заметить, чтобы исправили. Как, кстати, реагируют разработчики на предложения в духе: «А давайте вот этому орку дадим в руки пику с насаженным черепом, и во время удара череп будет слетать и бить противника в глаз»?
Dagon: Естественно, разработчикам поступает множество предложений и жалоб на ту или иную составляющую игры. Разработчики всегда прислушиваются к своему комьюнити, иногда даже чересчур, на мой взгляд. Как раз такой случай произошел перед альфа-тестом. По многочисленным просьбам игроков были добавлены эффекты попадания в цель (кровь), изменены различные мелкие звуки и т.п., и, кстати, из этого я бы не все одобрил. Это был хороший урок для разработчиков, нельзя постоянно идти на поводу у комьюнити.
Александр: Один известный журналист сказал о комьюнити: «Оно вам насоветует». Но мы всё равно советуем и пытаемся продвигать свои мысли! Ибо разработчики видят баланс, контент и фишки, а нам, игрокам, видно другое — реиграбельность, удобность и дружественность управления и игры в целом.
Akane: Насколько я знаю, благодаря тестерам частично поменялась анимация некоторых персонажей. Из малозначащего, но смешного — прибили веселую багу, которая при смерти персонажей мужского пола заставляла их чавкать или шевелить бородой.
Nosoundnowin считает, что слэшер от третьего лица несовместим с ролевым отыгрышем. | О себе: Первый опыт онлайн-игр получил еще в 2000 году, увидев рекламу выходящего обновления Ultima Online. Играл в неё почти 7 лет, после чего вместе со всем своим кланом перешел в новую по тем временам игру — Rising Force Online. Спустя некоторое время сервера этой игры заполонили читеры, и я стал скакать по игровым проектам в поисках чего-то нового. Сменив почти с десяток проектов (Dark Age of Camelot, EverQuest, Anarchy Online и многие-многие другие), я наткнулся на игру корейского производства — Lineage 2, именно в неё я играл последние 5 лет. Но и она стала устаревать; время, которое я мог тратить на игры, стремительно сокращалось, а разработчики анонсировали обновление, после которого я окончательно решил завязать с ММО-играми, которые требуют слишком много времени и сил. Об игре: Наибольший интерес у меня вызывает социальная составляющая игры, а именно — командная игра. Из игровых режимов наибольшую симпатию вызывает режим Siege. Данный режим позволяет продумывать некоторые тактики, выдумывать всё новые и новые уловки, ну и разворачивать полноценные боевые действия, а не их микромодель, которую мы можем наблюдать на картах в режиме доминации. Основные предпочтения по классам отдаю танку (это мой основной персонаж) и технику. |
О себе: Похвастаться особо нечем. 15-летний школьник. Живу скромной жизнью, при этом уделяя свободное время компьютеру. В игры играю с 2000 года, стаж уже около 10 лет. Самая любимая и запомнившаяся игра — Assassin's Creed. Об игре: Начиная с любой тактики (даже волка-одиночки), игрок определяется, какой класс ему по душе. Поначалу сам играл техником, т.к. мне очень нравится что-нибудь перестраивать, ломать и строить. Но сейчас играю танком, пассивным танком. Прикрываю команду и сообщаю об «агрессивных» действиях врага, изредка сам участвую в битве. | У Zed-Kan в коллекции больше 130 дисков с играми, из них четыре — коллекционные. |
Посторонним вход разрешен?
Как бы ни изощрялись в советах и рекомендациях пиар-службы именитых и не очень компаний, наши люди привыкли верить исключительно очевидцам: «Ты был там, видел, играл? Ну как оно, стоит брать?» У кого же спрашивать об альфа-тестах, как не у очевидцев, альфа-тестеров. Есть ли смысл приходить на тестирование онлайновых игр или все же не стоит?
Akane: Стоит приходить тем, у кого есть терпение и кто не боится сырости проекта. Если ты хочешь внести свой вклад в развитие и реализацию игры — приходи! Ну и стоит звать друзей, это однозначно.
Dagon: Тестирование игр — это очень занятный процесс, это возможность почувствовать и понять, что ты приносишь пользу любимому проекту, это возможность познакомиться с творцами. Для некоторых, наверно, это возможность почувствовать себя в какой-то степени разработчиком.
Александр: Если есть желание пободаться пушками, наставить шишек противнику, то лучше ждать релиза или играть на турнирах.
Если есть желание оставить свой след в разработке какой-либо игры — в интернете множество объявлений о наборе в различного рода ОБТ и ЗБТ, где можно нажить кучу шишек на тему «как не надо тестировать игры».
Если после этого не пропало желание тестировать сырые игры, которые часто вылетают, вешают вашу машину, вызывают крэш системы (хотя, к чести наших разработчиков, отмечу, что таких страшных багов не было, лучи ненависти не в их сторону), и имея за плечами груз в пару десятков успешных тестов, возможно, только тогда стоит задуматься о альфа-тестах…
Игрокам же хочу сказать: «Не хороните российский геймдев!» Каждый проект, который мы, тестеры, в какой-то степени выстрадали вместе с разработчиками, мы пытаемся донести до игрового сообщества в лучшем виде. Понятно, что сделать его совершенным невозможно, но мы пытаемся, тратим множество сил, убеждая разработчиков, что нужно нам, игрокам, а они портят нервы, убеждая нас, что нужно им для разработки игр, аддонов к ним и развития проектов. И через все конференции проносится, лелеется образ той игры, о которой мы все мечтаем и которая нам снится.
О себе: Мне 26 лет. В жизни занимаюсь своей семьей, работой, ну и играю в онлайн-игры. Играл во многих командах, участвовал в различных лигах и турнирах. Об игре: В Forged by Chaos достаточно интересные режимы. Например, один из режимов предлагает одной команде захватить, а другой — защитить замок. Атакующие для победы должны строить осадные щиты, пушки, мосты, а защитники должны использовать различные ловушки, чтобы помешать им. | У Mephisto за плечами пятилетний стаж игровых боевиков. |